Особенности общественного контроля за организацией питания студентов

Понедельник , 14, Январь 2019 Оставьте комментарий

 

         Правильно организованное горячее питание в учебных заведениях  является важной составной частью современной системы получения образования, системы социальной защиты обучающихся, одним из гарантов которой является профсоюз. Рациональное, комплексное и сбалансированное питание способствует укреплению здоровья студентов, восполнению энергозатрат в процессе обучения, созданию нормального социально-психологического климата в студенческом коллективе.

         Особенности  организации питания в каждом учебном заведении обусловливают режим работы предпри­ятий общественного питания, их расположение, количе­ство мест в столовых и выбор форм обслуживания. Более 70% студенческих столовых находятся на балансе вузов, которые взяли на себя расходы по аренде и коммунальным платежам своих пищеблоков. В связи с этим возникает необходимость общественного контроля за организацией питания студентов со стороны профсоюзных комитетов студентов.

         Основной формой организации питания студентов вузов, колледжей, техникумов является отпуск пищи в столовых полного цикла, столовых и буфетах-доготовочных и буфетах-раздаточных, расположенных как в зданиях учебных корпусов, так и в общежитиях.

         Следует отметить, что порядок работы столовых, кафе, буфетов при учебных заведениях устанавливается администрацией пред­приятия общественного питания и должен быть согласован с админист­рацией и профсоюзным комитетом учебного заведения.

         Формы и методы обслуживания в столовых при вузах, колледжах и техникумах зависят от режима труда и отды­ха преподавателей, студентов, интенсивности потока питающихся в течение дня, состояния материально-тех­нической базы.

         Для быстрого обслуживания студентов во время ко­ротких перерывов между занятиями целесообразно орга­низовывать столы-буфеты, через которые реализуются холодные закуски, фрукты, овощи, бутерброды, напит­ки, кондитерские изделия. Рядом с каждым изделием на таком столе-буфете должны быть ценник, щипцы, лопатки, вилки, бумажные салфетки, запас чистой по­суды и приборов. Буфеты такого типа можно оборудовать в за­лах столовых, отдельных помещениях, холлах и коридо­рах учебных корпусов.

         Для обеспечения безопасности услуг организации питания в соответствии с требованиями законодательства в каждом учреждении образования создан общественный Совет по контролю за организацией питания студентов и ППС, разработаны программы и схемы данного контроля основанные на определении критических точек. Со стороны профсоюзов, данный общественный контроль возложен на соответствующую комиссию.

         Стоит отметить, что у профсоюзных комитетов студентов и преподавателей и сотрудников учреждений образования накоплен соответствующий опыт по организации контроля, но есть множество нюансов, на которые стоит обратить внимание.

         Свою работу члены комиссии и общественного Совета могут построить на распределении обязанностей по мониторингу контрольных точек при проверке работы студенческой столовой.

Основной технический мониторинг состоит из 8 контрольных точек:

1. Вестибюль

2.Торговый зал

3. Линия раздачи

4. Входной контроль поступающего сырья и продуктов

5. Производственные цеха

6. Бракераж готовых блюд

7. Документация (доступная)

8. Меню

         Говоря о мониторинге каждой из этих контрольных точек нужно отметить основные позиции:

1. Вестибюль

         В обязательном порядке проверяем наличие информации о режиме работы столовой и наличие меню которое напечатано, подписано зав. производством, бухгалтером и размещено в вестибюле столовой и в торговом зале в начале линии раздачи.

2.Торговый зал

         Ключевым фактором при проверке торгового зала является санитарное состояние:

– чистые засервированные столы, достаточное освещение, отсутствие пыли;

– отсутствие на столовой посуде сколов и трещин.

3. Линия раздачи

         На линии раздачи стоит обратить внимание на наличие всех блюд, указанных в меню;

– наличие чистых подносов и столовых приборов;

– наличие у раздатчика чистой спецодежды, разовых перчаток.

4. Входной контроль поступающего сырья и продуктов:

         Проверка правильности хранения пищевых продуктов с учетом условий хранения и принципов товарного соседства (согласно СанПиН), в том числе наличие маркировки на таре, целостность тары и упаковки, санитарное состояние самих помещений приема и хранения продуктов и сырья (охлаждаемые камеры – температурный режим (+2…+6 ˚С);

5. Производственные цеха:

Основным местом изготовления блюд и полуфабрикатов являются производственные цеха, в которых важно их санитарное состояние, наличие холодильного оборудования во всех производственных цехах, исправное состояние вытяжной системы, наличие маркировки на производственном инвентаре (ножах, разделочных досках, емкостях).

6. Бракераж готовых блюд:

         Эта часть общественного контроля за организацией питания студентов подразумевает прежде всего выборочное взвешивание порции блюда на соответствие выходу, указанному в меню, как правило следует брать несколько наименований блюд (салат, горячие блюда, порционный гарнир). Отклонение по массе может составить не более  +-3% от веса средних 5-10 порций, что соответствует допускаемым значениям, и необходима сверка с технологической картой блюда;

– визуальная оценка органолептических показателей качества включает в себя внешний вид кулинарного изделия или блюда – должен быть привлекательным и соответствовать конкретному изделию, без чрезмерного выделения жира.

         7. Документация (доступная):

Журнал бракеража готовой кулинарной продукции, технологические карты блюд по меню, журнал проведения С-витаминизации блюд (если таковая проводится), инструкции по охране труда и др.

8. Меню:

         При проверке состава меню стоит обратить внимание на соответствие количества блюд в меню утвержденному ассортиментному минимуму;

– наличие в меню блюд из различных видов сырья (овощи, рыба, мясо натуральное, мясо рубленное, птица и т.д.), приготовленных разными способами тепловой обработки (варка, запекание, тушение, жарка и т.д.);

– наличие в меню блюд различных ценовых категорий;

         В соответствии с рекомендациями Министерства образования необходимо обеспечить наличие в меню блюд, из которых студент сможет скомплектовать обед на сумму  2 рубля.

         Дополнительными мерами мониторинга и  общественного контроля за организацией питания студентов могут стать постоянное анкетирование удовлетворенностью качеством обслуживания и питания в столовых и буфетах, а также совместные заседания администрации и профсоюзного комитета по данному вопросу, контроль за выполнением предложений и замечаний выдвинутых комиссией.

Все визиты комиссии профсоюзных комитетов с целью мониторинга, в соответствии с планом работы комиссии, оформляются соответствующими справками, в которых излагается ход мониторинга, а также предложения и замечания. Грубые нарушения оформляются актом.

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления, и на каждом из этих этапов важно осуществлять технологический и общественный контроль.

         Каждое предприятие должно осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имея при этом стандартный набор документов, необходимых для функционирования. Таким образом обеспечивается технический аспект качества. Но не менее важен функциональный аспект (внешний вид персонала, его поведение, посторонние запахи и т.д.), от которого иногда в большей степени зависит успех предприятия и оценка посетителей.

 

 

Пожалуйста, оставьте ваш комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>